Официальный веб-сайт государственного учреждения образования

«Гимназия № 71 г. Гомеля»

simv2021 3

 

 г. Гомель, ул. Зои Космодемьянской, 14

192 1924147 telephon35-70-84,

iphone mail icon pngsovroo-sch71@sovroo.gorodgomel.by

tggymnasium71

5ссылка на группу в контакте

003346 0446a4dc3c63bcd89ae1b45cfd66f74f work

События года

 banner pobeda1   1647861979 c 3

Screenshot 20220508 161952 Yandex medium aktsiya quote 2022 02 20 b65469459649263dc63a7e628f38e792  SHAG logo1  mediacija ban    памятка 1     Screenshot 20220615 131159 Office    Без названия                                     

2df869dd8ba2745b03ae93077dcab173

 31

340

помогут
640х200
IMG c558583eb265f1dbcd34fb0ba7e4f46a V

Информация

ВНИМАНИЕ!

Если Вы стали свидетелем фактов, угрожающих здоровью и жизни несовершеннолетних, просим позвонить по телефону

«ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»

56-64-26

(понедельник - пятница 8.30-17.30)

(Отдел образования, спорта и туризма администрации Советского района г.Гомеля)

president RB
og pravo
Screenshot 20220613 131446 Chrome 
 

                                                                                                                            

                                                                                                                                

 

 

«Забота. Сотрудничество. Ответственность»

Print
Friday, 19 November 2021 15:35
There are no translations available.

Особенности адаптации ребёнка к условиям обучения в средней школе

Переход пятиклассника из начальной школы в среднее звено связан с возрастанием нагрузки на его психику. Согласно психофизиологическим исследованиям в начале обучения в 5-ом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в 1-ом классе. Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни, они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с учителем.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снижаться работоспособность, повышаться неорганизованность. Они могут стать забывчивыми, иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и дольше.

 

В начале 5-го класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:

1. Снижение интереса к учебе.Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.

2. Снижение успеваемости.Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.

3. Напряженные отношения между детьми.Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.

4. Повышенная тревожность.

5. Непредсказуемые реакции.С этим явлением часто сталкиваются родители и учителя.

6. Отстранение от взрослых.Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно родителям уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

Какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников сложным?

1. Смена учителя.В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».

2. Много учителей.Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

3. Новые предметы.Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже. 

4.  Новые требования. Противоречивость требований разных учителей нередко существенно затрудняют жизнь школьника: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по английскому языку - нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

5.  Отсутствие постоянного кабинета.Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, но при этом достаточно четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

 Рекомендации для родителей пятиклассников:

  1. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  2. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  3. Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины недовольства, поддерживая при этом при этом авторитет учителя.
  4. Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе бывать интересно потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  5. Учет индивидуальных возможностей и способностей ребенка для предупреждения переутомления (нагрузка – дополнительные занятия, кружки, факультативы).
  6. Способствовать созданию благоприятного эмоционального микроклимата в семье (праздники, поездки, походы, прогулки, занятия спортом, просмотр развивающих ТВ программ и их обсуждение, вера в успех ребенка, проявление заботы, любви, интереса к ребенку, его делам в школе, в отношениях с одноклассниками, участие в школьных мероприятиях, концертах).
  7. Не допускать физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей.
  8. Поощрение ребенка не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  9. Воодушевление ребенка на рассказ о своих делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел. И внимательно беседуйте с ребенком о школе. Спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, учителях.
  10. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
  11. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  12. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применять свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
  13. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Переход из начальной школы в среднюю могут привести к стрессу ребенка. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
  14. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, желательно обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.
 

Министерство образования республики Беларусь Национальный институт образования 1810 120 60 дпс Академия последипломного образования Белорусский республиканский союз молодежи Гомельский городской исполнительный комитет Гомельский областной институт развития образования Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины Областной профориентационный портал Отдел образования советского района Институт пограничной службы Республики Беларусь Министерство образования республики Беларусь (вопросы и ответы) Спасатели глазами детей    Могилевский институт МВД Республики Беларусь  Screenshot 20210928 113815 Yandex
 ГГМУ  ГГУ им. Ф. Скорины  ГГТУ  БелГут

 Яндекс.Метрика

Главная     Карта сайта

© 2016 Государственное учреждение образования "Гимназия 71 г.Гомеля"