Официальный веб-сайт государственного учреждения образования

«Гимназия № 71 г. Гомеля»

simv2021 3

 

 г. Гомель, ул. Зои Космодемьянской, 14

192 1924147 telephon35-70-84,

iphone mail icon pngsovroo-sch71@sovroo.gorodgomel.by

tggymnasium71

5ссылка на группу в контакте

год качества

События года

340

banner

 

помогут
640х200
IMG c558583eb265f1dbcd34fb0ba7e4f46a V

Screenshot 20230621 083632 Chrome

sm full 1

676

 

Информация

ВНИМАНИЕ!

Если Вы стали свидетелем фактов, угрожающих здоровью и жизни несовершеннолетних, просим позвонить по телефону

«ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ»

56-64-26

(понедельник - пятница 8.30-17.30)

(Отдел образования, спорта и туризма администрации Советского района г.Гомеля)

president RB
og pravo
Screenshot 20220613 131446 Chrome 
Screenshot 20220817 103154 VK 

                                                                                                                            

                                                                                                                                

 

 

«Забота. Сотрудничество. Ответственность»

Печать
18.01.2020 15:16

Памятки для родителей
Отсутствие мотивации к обучению. Что делать?

 

Отсутствие мотивации к обучению  10 ошибок родителей

Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!»
Многие родители, у которых есть дети школьного и дошкольного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, что такое мотивация, почему происходит ее снижение и потеря у школьников, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от процесса обучения и повысил успеваемость в школе.


  Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания. У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Почему это происходит, кто виноват и в чем причины давайте разберемся вместе. В интернете, да и книжных магазинах имеется большое разнообразие на эту тему, да и у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу. Однако вопрос остается актуальным и по сей день во многих семьях. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже 4, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень и скалка.


Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем. Мнений много, и как говориться каждый имеет право на это мнение. Но цель данной статьи предложить всем родителям взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с других сторон.

Мотивация с точки зрения науки

Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация». Произошло это слово от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов в зависимости от стиля воспитания разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны но, самое главное, это стимулирует нас родителей к самосовершенствованию в течение всей жизни.

Психологический аспект, открывающий завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь, неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

С чего все начинается?

Ошибка родителей №1

Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2

Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3

Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4

Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5

Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №6

Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)

Ошибка родителей №7

Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8

Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)


Ошибка родителей №9

«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.

Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Ошибка родителей №10

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Формирование побуждения к действию. Как это сделать на практике?

Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому захочется учиться.

1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение учиться или ошибки воспитательного характера

Взрослые часто говорят детям о том, что «не будешь учиться – станешь дворником». Такая далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно, он не справляется. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Как правило, такие дети не любят учиться. Причиной отсутствия мотивации может быть и прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы и тогда результат не заставит себя ждать.

2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения, или и исправлять свои воспитательные ошибки, а для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю что-то не так»

3) В процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения, для ребенка важно, чтобы родители контролировали процесс обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать паузы и пр. Вообще-то это про начальную школу, а по правде про первый класс. Но, если и в среднем звене ребенок не сформировал у себя навыки учебной деятельности, то важно вернуться к первому классу и пройти снова весь путь формирования учебных навыков, просто это окажется быстрее, чем в первом классе. Иногда ребенок не умеет работать с текстом – учите выделять главную мысль, пересказывать и т.п. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к самоконтролю.

4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам. «Ты старался, молодец. Но ты допустил две ошибки. Найди их». Процесс более длительный, но более правильный. При этом, зачастую такой ребенок (вместо которого задание выполняют родители) вовсю манипулирует родителем, а родитель и не подозревает об этом. («Мама, только ты можешь так доходчиво мне объяснить и показать, как решать такую задачу, никто другой не может, даже учительница» - манипуляция чистой воды).

5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Для избежание таких случаев, важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит, учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание учиться.

6) Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации.

7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе. Важно помнить, что в жизни есть много значимого, помимо академической успеваемости – можно прожить со средними знаниями и быть личностью. Куда хуже, когда нет позитивного самовосприятия – самооценка занижена, нет чувства уверенности в себе, уважения к себе как к личности – попробуйте с таким багажом выжить и добиться жизненного успеха.

8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми способами. Хотя для американцев платить за учебу – явление вполне нормальное, привычное и часто используемое. Но это палка о двух концах: где гарантия, что спустя какое-то время ребенок будет брать в руки книги только за деньги. Поэтому вопрос материального поощрения детей за хорошую учебу – это тот вопрос, который каждый родитель должен решить для себя самостоятельно. А вот поощрять детей за хорошую учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности ребенка быть частью семейной системы.

9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться процесс длительный, но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка важно поднимать тему профессионального определения.

10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.

11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле. Возможно, он действительно все понял, но перенервничал на контрольной, или, например, плохо себя чувствовал, а возможно, опять же, оценка учителя была неадекватной. Самое главное – это научить Вашего ребенка формировать адекватную самооценку, а для этого, в первую очередь, Вы сами должны стараться оценивать его результаты, основываясь не только на оценке учителя, а исходя из его ожиданий, ощущений и его целей.

14) Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.

15) Сдача ЦТ – головная боль старших школьников, их родителей и учителей. Мотивации уже не требуется, к 16 годам подростки примерно представляют себе, чего хотят добиться в жизни и что для этого надо сделать. Ваша задача – помочь определиться с выбором, сконцентрировать внимание на главном и найти оптимальный вариант решения проблемы. Поговорите с ребенком, выясните, какие курсы лучше посещать. Уважайте его выбор, даже если он не совпадает с вашим, не подавляйте его инициативу и зарождающийся интерес к ответственности за свой выбор.

Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения.

Сколько бы вы не объясняли, что учится он для себя, в расчете на будущее, вряд ли это дойдет до сознания ребенка. Запомните, маленькие дети учатся для вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ему нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда и учеба станет для него радостным открытием, и круг интересов постепенно расширится.

Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной.

Говорим с ребенком о наркотиках

Почему дети уходят из дома?

Из дома, из-под теплого родительского крыла постоянно убегают дети и подростки. Некоторым кажется, что такое случается только в неполных или проблемных семьях, многие считают, что их семьи это не коснется никогда. Однако, даже в самой успешной, в самой хорошей семье может произойти побег. Попробуем понять почему.

Побег подростка происходит по разным причинам. Не обязательно необходимо бить ребенка и лишать его еды. Достаточно простого непонимания. Очень часто подобные размолвки случаются на фоне определения ребенком своей сексуальности, определения круга общения или любимого человека. Нередко этот выбор не устраивает родителей, которых тоже можно понять, и родители строят преграды к общению из самых лучших побуждений. Точно так же родители могут отрицать способности ребенка в момент выбора будущей профессии (а это как раз может случиться в 9 классе), навязывать ему свое видение мира.

Единственный выбор для подростка в такой момент - убежать от излишней опеки. Ребенка не воспринимают как взрослого, не прислушиваются к его мнению, недостаточно ясно аргументируют политику семьи, по принципу "Я старше, я лучше знаю, что тебе необходимо!". При отсутствии возможности доказать свое мнение в диалоге подросток разрывает диалог, бежит.

Что уже говорить о детях, живущих в неблагоприятной обстановке. Даже новый брак мамы или папы может тяжело травмировать подростка. И не важно, что вам этот человек кажется надежным, ребенок в него не верит. Новому члену семьи придется доказать свою надежность, а это работа, не ограничивающаяся покупкой еды и одежды.

Побеги и их суть разнообразны. Ребенок, чья свобода ограничена большим количеством учебного и дополнительного материала может захотеть свободы, просто пойти к друзьям и "зависнуть" там на пару дней. Подростки, которым мешают создавать личные отношения, могут убежать вдвоем, тем самым пытаясь купить себе кусочек свободы от родительского давления. Оскорбленный или избитый подросток может уехать даже в другой город, пытаясь километрами расстояния защититься от нападения.

Довольно часто подростки убегают с плохим табелем в руках. На самом деле причина глубже, чем кажется, причина в вашей реакции на оценки, в вашем умении помочь справиться с проблемами. Миллионы плохих учеников приходят домой, невзирая на количество плохих оценок. Вам придется найти золотую середину между двумя этими состояниями.

Некоторые дети взрослеют слишком рано, может сказаться алкоголизм или наркомания в семье, отсутствие денег, внимания. Да, бывают исключения, ушедшие из дома в 14 лет подростки, нашедшие работу, жилье и место в жизни. Но все же, это исключения. Однако, если вашему ребенку уже 16 и больше лет, он имеет полное право уйти от вас и жить своей жизнью. Необходимо либо принять это, либо стараться наладить контакт. Не забываем о том, что 16-летние дети, которые уже получили паспорт и фактически перестали быть детьми, в момент глубокой растерянности (насилие, семейные неурядицы, проблемы с учебой) могут не просто убежать, а даже убежать в секту, которая создаст плотную видимость защиты и опеки. Откуда вытащить человека возможно, только если организация не имеет регистрации и обвиняется в нарушениях.

Побег, по сути, признак неразвитого еще логического аппарата, детская игра в прятки. Но она говорит родителям о том, что есть из-за чего прятаться. Когда убегают маленькие детки, чаще всего это игры, игры в путешествия, в открытие космоса, покорение моря. Подросток точно так же пытается выместить неприятные моменты путем смены обстановки. Чаще всего беглец ожидает от вас некоторых перемен, разговора, перехода на другой уровень общения.

Если в вашей семье практика побегов регулярна, посмотрите и оцените со стороны свою реакцию. Может, именно в момент возвращения подросток получает то самое количество любви и внимания, которое необходимо. Но со временем яркость эмоций угасает, и ребенок просто перезагружает семейную систему заново - побегом.

 

Ребенок уходит из дома

Наталья Полтавец

Понятно, что дети никогда не уйдут оттуда, где им хорошо и уютно. Атмосфера тепла, любви и взаимоуважения притягательна даже для самых неуправляемых малышей. Вроде все очень просто и элементарно, однако, полный «набор» семейного благополучия встречается редко. По тем или иным причинам больше половины детей чувствуют себя неуютно в родительском доме. Кстати, материальное благополучие — еще не все, что нужно ребенку для ощущения полного счастья.

Почему они уходят?

Во-первых, из-за агрессии со стороны одного из членов семьи. Психологам очень часто приходится сталкиваться с тем, что у многих взрослых система жизненных ценностей бывает истинная и декларированная, когда на людях они одни, а в семье — совершенно другие. И по отношению к своим близким могут относиться деспотично, вплоть до физического насилия или изнасилования (чаще всего, это происходит в семье, где есть отчим).

Во-вторых, это безразличие взрослых к детским проблемам — каждый в семье занят своими делами. Малыша как бы и не обижают, но, вместе с тем, ребенок эмоционально незащищен, ощущает себя ненужным. У таких детей очень ярки воспоминания, скажем, об отдыхе у бабушки в деревне. Она все время ласкала его, целовала, какие-то пирожки пекла, читала сказки... И вот он отправляется на поиски бабушки.

В-третьих, ради интереса, стремясь познать мир вокруг себя или... испытать родителей «на прочность», заставить их обратить на себя внимание. У таких детей сильно развито воображение: я уйду, простужусь, сильно заболею и умру — пусть тогда плачут. Им кажется, что по-настоящему родители оценят их, лишь утратив.

В-четвертых, из дома уходят романтики. Сейчас дети очень много времени проводят перед телевизором, и то, что они там видят, определенным образом формирует их представление о жизни. А так как в дошкольном возрасте их действия основываются на подражании всем и всему, они начинают делать то же, что увидят. Вы не задумывались над тем, какое множество жутких ситуаций существует в тех же мультфильмах «Том и Джерри»? А ведь у детей складывается впечатление, что в жизни все происходит так же. Поэтому у малышей дошкольного возраста просто не формируется чувство опасности. И если на экране в фильмах они видят, что дети уходят из дому, живут в палатках и им при этом хорошо и безопасно, — у них возникает острая потребность испытать то же.

И последнее: часто уходят из дома просто «за компанию». Если ребенка в семье слишком опекают и это вызывает у него раздражение; если родители часто его наказывают или с неуважением относятся друг к другу, он идет на улицу и попадает в компанию к более взрослым детям или просто взрослым людям с сомнительным прошлым.

Что они ищут за стенами отчего дома чаще всего?

Им попросту становится тесно и душно в четырех стенах дома. Ребенку постоянно требуется все больше новых впечатлений. Если семья не смогла обеспечить ему в психологическом плане все необходимое (эмоциональную защищенность, определенную самостоятельность, решение различных детских проблем), «тихой гаванью» становится улица: компании, подвальные тусовки. Ребенок растет, развивается, а его родителям, оказывается, совершенно неинтересно взрослеть вместе с ним. А потом, в один прекрасный день, такие родители с ужасом восклицают: «Мой ребенок совершенно отбился от рук!» — и стараются вернуть его на место старым, испытанным способом — запретами, наказаниями.

Попробуйте-ка скомандовать своему мужу (жене): «Не пущу!»; «Марш в свою комнату!»; «Делай то, что тебе говорят!». Как бы он вас ни любил, но если он при этом не чувствует себя виноватым, ваши слова вызовут только возмущение. Чего же тогда можно ждать от ребенка, который чувствует себя повзрослевшим и достойным уважения, хотя он еще слишком мал для того, чтобы объективно оценить свои действия. Да разве мы, взрослые, никогда не совершали опрометчивых поступков, ошибок?..

Цель демонстративного побега из дома — разрушить стену равнодушия и непонимания, изменить обстановку в семье.

И, наконец, систематически повторяющиеся побеги из дома могут быть признаком начала дромомании — патологической тяги к перемене мест. Такие дети просто не способны себя контролировать, а после того, как их находят, испытывают раскаяние. Если вы подозреваете, что у ребенка развивается эта болезнь, немедленно обратитесь к детскому психиатру.

Как далеко они уходят?

Чаще всего, ребенок покидает дом в состоянии аффекта. Если причиной ухода является агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (психологическое или физическое насилие), малыш убежит куда глаза глядят — лишь бы подальше от дома.

Если малыш просто испытывает родителей «на прочность», никогда не уйдет далеко от дома, максимум — к другу или в подвал, к соседке по лестничной площадке или по дому. Почему? Они стремятся к тому, чтобы их нашли, потому что для них главное – увидеть реакцию родителей, возможно, даже понаблюдать за ней со стороны.

Ребенок-романтик обязательно соберет сумку, положив в нее ложку, кружку, любимую игрушку, одежду... Даже по пропаже таких вещей уже можно будет определить, что малыш куда-то «смылся». Если ему удастся сесть в поезд, автобус или электричку, он может заехать очень далеко.

Что делать, если это случилось?

Во-первых, заявить в милицию о пропаже ребенка сразу же, как только вы поняли, что он не просто задержался где-то, гуляя, а действительно ушел из дома. А потом... Если ребенок все-таки хлопнул дверью, постарайтесь не обвинять его в бездушии. Для вашей семьи это сигнал объединиться, в центр общих разговоров поставить интересы ребенка, забыть обо всех личных неприятностях, а не набрасываться на свою половину со словами: «Это ты виноват(а), ты не воспитывал(а) ребенка так, как надо, все время занимался(лась) лишь своими проблемами и работой!».

Самой главной вашей задачей должен стать поиск ребенка. Ни в коем случае не впадайте в истерику — так вы не сможете сосредоточиться и сориентироваться в направлении поиска. Почему вашей кровиночке вдруг стало так неуютно возле вас? Может, что-нибудь изменилось в ваших отношениях не только с ребенком, но и между собой? Тогда надо обдумать, как оградить ребенка от взрослых проблем. Выработайте стратегию своего поведения при встрече с ним.

Главная причина — всегда в поведении именно родителей. Ребенок-романтик уходит от вас потому, что не находит в родном доме для себя ничего интересного.

Чем страшен уход ребенка из дома как для него самого, так и для его родителей?

Малыш может испытать дополнительное насилие (как физическое, так и сексуальное). Рано или поздно он начнет под давлением таких же, как и он сам, употреблять наркотики, курить сигареты, нюхать клей, употреблять алкоголь. А это обязательно повлечет за собой полную деградацию личности, так как разрушится гармония его интеллектуального, нравственного, физического, эмоционального и социального развития. Полноценно питаться ребенок тоже вряд ли сможет. Да и чтобы добыть себе какой-то кусок хлеба, ему придется пойти на кражу или воровство...

И потом, ведь не так-то просто выжить среди таких же беспризорников, как и он сам — срабатывает закон волчьей стаи, где выживает тот, кто сильнее.

Самое страшное в этом для родителей — потерять ребенка. Почему-то сейчас принято считать, что семья — когда есть муж и жена. Но это просто брачный союз. А семья основывается на отношениях мама — ребенок, папа — ребенок, мама — папа — ребенок. Если ребенка у пары нет, зачастую семья рушится. Ни быт, ни эмоциональные связи в таком устройстве уже не имеют никакого смысла.

Если с малышом происходит несчастье, то со временем семья может или укрепиться, или распасться – все зависит от темперамента конкретно взятого человека и степени осознания своей вины.

Встретить ребенка надо умеючи

Возвращаются дошкольники, в первую очередь, потому, что хотят себя чувствовать кому-то нужными. Во-вторых, ребенок может просто пожалеть родителей. В-третьих, он не способен сам выжить на улице, а в-четвертых, «срабатывает» биологическая связь между ребенком и матерью.

Встречать надо в зависимости от того, по какой причине малыш ушел из дома. Если все же виноваты родители, им надо попросить у него прощения. Если ушел из дома ребенок-романтик, обязательно поговорите с ним и выясните, чего же ему конкретно не хватает. Малыш может и не объяснить толком, почему так случилось, но по немногословным фразам, его реакции на ваши слова вы можете догадаться, что творится у него в душе. Не будьте ни судьей, ни атакующим. Внимательно выслушать и помочь — все, что от вас требуется. Можно пообещать ему пойти вместе в поход, но обязательно сдержите данное слово.

Можно ли подыгрывать ребенку, который решил испытать родителей «на прочность», встречать его так, как он того ожидает — с пирожками, извинениями? Если его справедливо наказали, а он решил таким образом отомстить, то этого допускать нельзя ни в коем случае, иначе он будет шантажировать этим родителей и дальше. Реакция должна соответствовать темпераменту малыша, его умению понять, что от него требуют.

Если малыш нетерпелив и требует сиюминутных исполнений его желаний, помогите ему стать лучше. Например, папа будет учиться убирать за собой свои вещи, а сынишка научится терпению. Для него это будет своеобразной игрой — вместе работаем над характером.

Если простить малыша независимо от причины его ухода, — не значит ли это, что мы признали свое поражение? Большинство родителей выплескивают свои эмоции прямо у порога. А разве этот проказник не должен знать, что вы пережили? Пусть у него хоть совесть заговорит! Но это будет лишь проявлением вашего эгоизма. А как же, вы страдали, а он (она) — такой бездушный, бессовестный, ему все равно — «как об стену горохом»! Но единственное, чего вы этим добьетесь — снимете нервное напряжение, а ведь проблема-то не решится, наоборот, может усугубиться.

Поймите, что человек, который возвращается, первым делает шаг навстречу. Простите своему ребенку, забудьте прежние обиды. Для истерзанного материнского сердца возвращение «блудного сына» — радость (жив-здоров, и это — главное!). В такие минуты трудно подобрать правильные слова, к тому же не каждому взрослому дано красноречие от природы. Руководствуйтесь не обидой, а любовью, как бы трудно вам ни было это сделать, подавите в себе гнев и раздражительность. Дайте малышу понять, что он не зря вернулся домой, к вам. Это будет не только перемирием, но и шансом на поворот в ваших отношениях в лучшую сторону.

Не вступайте в перепалку с ребенком — страсти понемногу утихнут, и вы не сделаете и не скажете ничего такого, о чем могли бы потом пожалеть.

Мудрые родители не только должны выслушать претензии малыша, но и выставить свои условия для того, чтобы всей семьей можно было бы достичь компромисса. Если малыш не идет на контакт, обратитесь к психологу, который с помощью различных методик сможет выяснить, какая у ребенка проблема. Хорошо, если вы найдете узкопрофильного специалиста, который не первый год работает с детьми и хорошо знает их психологию. Не пытайтесь только заманить ребенка на прием обманом. Помните, что дети тонко чувствуют ложь взрослых.

Не пытайтесь решить эту проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут подальше вещи ребенка, запирают его в комнате, контролируют каждый его шаг. Драконовские меры лишь усилят его желание снова убежать из дома. Потом его будет очень трудно вернуть в семью.

Можно ли предупредить эту ситуацию?

Многие капризы детей можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения. У детей ведущим мотивом является игра, они никогда не уходят из дома всерьез. Чаще всего, они играют в побег, например, на Северный полюс или еще куда-нибудь.

Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. Ребенок воспринимает любые подобные угрозы, как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, уходит сам.

Старайтесь вместе с детьми решать, как им проводить досуг. Если их свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Малыш интересуется какими-то видами единоборств, плаванием — водите его в секцию. Все-таки, это намного лучше, чем беспризорный досуг.

Еще не поздно подружиться с собственным чадом. Для начала попытайтесь воспринимать его всерьез, ведь когда ему исполнится 12—14 лет, сделать это будет намного тяжелее. Разговаривайте с ним наравных: многие родители очень долго не могут перестроиться с «вытирания носа» на полноправное общение и понять, что имеют дело с почти взрослым человеком.

Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного к вам доверия. Выслушивайте ребенка всегда, особенно, если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес, как: «Я предупреждала тебя, что так получится!». Не отбивайте у ребенка желания советоваться с вами. И тогда с любой бедой, проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Дерзость и нахальство со стороны ребенка — это тоже стремление к самоутверждению. Постарайтесь не драматизировать ситуацию, а переводить в шутку все его высказывания, старайтесь меньше обижаться, и помните — как бы малыш не критиковал ваши взгляды, вы для него — центр Вселенной. Поэтому, чтобы установить мир, начните с себя.

Помощь ребенку, оказавшимся в кризисной ситуации

Дети уязвимы и чувствительны как к насильственным так и ненасильственным несчастным случаям

Расставание родителей Развод
Усыновление Смертельная болезнь
Внезапная смерть  Пожары в доме
Аварии Несчастные случаи на воде
Свидетели злоупотребления наркотиками Убийство
Суицид Физическое / сексуальное насилие
Авиакатастрофы Землетрясение
Перевёрнутый школьный автобус Наводнение
Применение силы по месту учёбы Случаи насилия по соседству
Киднеппинг, похищение с целью выкупа Захват заложников

 

    и ВСЕ ситуации, которые могут подтолкнуть развитие реакции на травму у детей.

Дети подвержены посттравматическому стрессу (ПТС) и реакциям, связанным с горем:

  • Как выжившие жертвы
  • Как свидетели
  • Как любимые, друзья, одноклассники, жертвы
  • Потому, что они ходят в ту же школу и живут в том же районе, что и жертва,
  • Потому, что они видели по телевизору эпизоды, такие, как стрельба, жертвы которой были их ровесники, или трагедия случилась в школе, детском саду или другом учреждении, похожем на их собственное.

КАК УЗНАТЬ, ЧТО РЕБЁНОК ПЕРЕЖИВАЕТ ГОРЕ ИЛИ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ТРАВМУ?

(когда следует начинать беспокоиться?)

Когда ребёнок:

  • был участником или свидетелем описанных выше событий
  • испытывает трудности с учёбой в школе, концентрацией и вниманием
  • стал ругаться и часто драться
  • кажется чрезмерно возбуждённым или испытывающим тревогу
  • часто вздрагивает и легко пугается
  • испытывает проблемы со сном, и ему снятся кошмары, или он предпочитает спать где-нибудь в другом месте, но не в своей постели
  • хочет быть рядом с вами чаще, чем обычно
  • не говорит о том, что произошло, или говорит об этом не умолкая

Даже если ребёнок был подвержен потенциальной травме несколько лет тому назад, его поведение сегодня может быть запоздалой реакцией на ту психоэмоциональную травму.

СЛЕДУЕТ ЗАБИТЬ ТРЕВОГУ, КОГДА РЕБЁНОК…

  • не проявляет никакого страха, когда находится в опасности, или кажется более испуганным, чем другие дети его возраста
  • кажется более дистанцированным от вас и друзей
  • вернулся к модели поведения, которую наблюдал, когда был младше.
  • после потери или травмы ведёт себя как совершенно другой человек

ПРОБЛЕМЫ

  • У детей ещё недостаточно слов, чтобы описать насколько то, что они видели, было ужасно;
  • Они отчаянно хотят рассказать и могут говорить в мельчайших деталях о том, что с ними произошло, и как этот опыт изменил их мышление, их чувства и отношения к самому себе, родителям и их миру, который уже не кажется им безопасным и приятным
  • Многих родителей и профессионалов просто никто не обучал тому, что есть травма, как её распознать, и, особенно, как помочь травмированному ребёнку.
  • Дети с психоэмоциональной травмой нуждаются в особых профессиональных вмешательствах, которые направлены на травму, и которые отличаются от другой профессиональной помощи.

СПОСОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ (советы родителям)

Понять

1) Травма ни на что не похожа, она может спровоцировать такие реакции, которые вы прежде никогда не наблюдали, а у вашего ребёнка никогда прежде не было

2) Ваш ребёнок может не контролировать своё поведение, потому что ужас, который он пережил, не позволяет ему контролировать свои чувства. Может быть этот ужас движет его поведением.

3) До тех пор, пока поведение ребёнка не причиняет вред ему или другим, это нормально.

Быть терпеливым

1) Травма разрушает у ребёнка чувство безопасности и защищённости. Ему потребуется время, чтобы начать ощущать себя в безопасности и чувствовать, что вы сможете его защитить.

2) Вам как родителю ребёнка, подверженного травме будет нелегко наблюдать возвращение вашего ребёнка к тем моделям поведения, которые были присущи ему раньше, и видеть, что это уже не тот ребёнок, который был до травмы. Ему нужно, чтобы вы были терпеливы.

3) Какие бы модели поведения он не избрал после травмы, не важно насколько странными или пугающими они вам кажутся, но это попытка вашего ребёнка снова почувствовать себя сильным и защищённым. Будьте терпеливы. Не подталкивайте его к переменам.

Заботьтесь

1) Какой бы ни был возраст, после любоё травмы необходимо много внимания и заботы.

2) Позвольте вашему ребёнку кушать то, что он хочет, следовать везде за вами и даже на какое-то время уйти в себя. Вашему ребёнку возможно хочется, чтобы о нём позаботились.

3) Первые несколько недель проводите с вашим ребёнком как можно больше времени.

Пусть всё будет проще

1) Охваченный ужасом ребёнок, подросток или взрослый с трудом сможет концентрировать внимание или запоминать даже самые простые вещи.

2) Охваченный ужасом человек будет забывчивым. Он может даже забыть, о чём он думал или что он говорил пять минут назад.

3) В течение нескольких недель упрощайте всё для него. Не ждите большего. Не вводите нововведения. В это время оберегайте вашего ребёнка от стресса. Для травмированного ребёнка это должно быть время «всё, что ты пожелаешь».

Приведите всё в норму

1) Дайте понять, что нет ничего необычного в его реакциях после того, что он испытал.

2) Узнайте, какие реакции на травму можно ожидать и дайте понять вашему ребёнку, что ещё можно ожидать.

ЧТО НУЖНО ТРАВМИРОВАННЫМ ДЕТЯМ?

1) Знать, что они не одни со своим страхом и горем.

2) Слышать рассказы и видеть реакции таких же детей, переживших насильственные и ненасильственные случаи, которые глубоко их травмировали.

3) Иметь возможность выразить свой ужас, страх, грусть, и даже желание вернуть своих любимых.

4) Иметь способ или средство,  которое позволит им выразить свои чувства более естественным способом, чем просто вопросы «Как ты себя чувствуешь?» или «Как сильно ты злишься из-за того, что произошло?»

5) Знать, что их реакции являются естественными, как и те, которые они могут испытывать в результате полученной травмы.

6) Иметь возможность восстановить эмоциональную привязанность к миру взрослых, который, по их мнению, предал их, позволив, чтобы травма случилась.

7) Необходимо особое внимание, направленное на преодоление последствий травмы, для того, чтобы помочь им почувствовать облегчение после того ужаса, который ими владел, и чтобы выработать силу, позволяющую контролировать страх.

8) Подменить страх и грусть счастливыми воспоминаниями.

 

 

ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ (родителям)

  • НЕЛЬЗЯ пытаться торопить ребёнка стать таким, каким он был до травмы. На это требуется время.
  • НЕЛЬЗЯ недооценивать или высмеивать его поведение.
  • НЕЛЬЗЯ останавливать его, когда он рассказывает о том, что произошло, даже если он повторяет это снова и снова. Повторение этого рассказа – это способ борьбы со страхом.
  • НЕЛЬЗЯ игнорировать изменения в его поведении, особенно те, которые потенциально опасны. Проконсультируйтесь со специалистом по травмам.
  • НЕЛЬЗЯ персонализировать его реакции. Часто его реакции связаны с его страхом, а не с вами, даже если кажется, что  он обвиняет, нападает или игнорирует вас.
  • НЕЛЬЗЯ вносить в его жизнь какие-либо глобальные перемены в течение первых 6-8 недель после произошедшего.
  • НЕЛЬЗЯ раздумывать, стоит сразу же проконсультироваться со специалистом, если вас что-то беспокоит.
  • НЕЛЬЗЯ пренебрегать информацией. Изучайте всё, что только можете о детях и травмах, даже если вам покажется временами, что лучше просто забыть это, избегать и не говорить об этом.

ПОМНИТЕ!

Ваш ребёнок изо всех сил старается выжить.

ОБЕРЕГАЙТЕ ЕГО
БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ
ОКРУЖИТЕ ЕГО ЗАБОТОЙ
БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ
БУДЬТЕ ИНФОРМИРОВАНЫ

Чем больше вы как родитель будете информированы о травме, и о том, что вы можете делать, тем больше вы сможете сделать для блага вашего ребёнка.

Как уберечь ребенка от насилия

Страшно, но это факт: многие дети становятся объектом насилия. Психотерапевты, расследуя сложные случаи, отмечают, что многие проблемы их пациентов уходят корнями в детство, когда ребенок переживал какие-либо ситуации, связанные с сексуальными посягательствами.

Лучше не надеяться, что именно Вашу семью минует эта беда, и не думать, что насильники – это редкие извращенцы с искореженной психикой. Как правило, большинство развратителей - знакомые, даже родственники. Что побуждает их к отвратительным деяниям? Кто-то не может нормально общаться со своими сверстниками, страдает от отсутствия нормальной среды. Это обычно одинокие закомплексованные люди, не сумевшие реализовать свои желания естественным образом.

Если Вы замечаете какие-то сомнительные моменты в отношении знакомых, друзей, взрослых родственников по отношению к своему ребенку, присмотритесь повнимательнее, и в случае малейших опасений не оставляйте ребенка с этими людьми.

В первую очередь уменьшить или даже снять риск насилия поможет, конечно, забота и внимание родителей.

Надеяться на законы и хорошую работу милиции сейчас, к сожалению, не приходится. Поэтому заботиться о безопасности своих детей необходимо самостоятельно. Даже если у Вас в семье доброжелательная атмосфера, желательно уже четырех -пятилетнему ребенку разъяснять самые простые вещи доступным ему способом. Например, так: «Есть очень хорошие люди, которые желают всем только добра, но есть и такие, которые пе всегда понимают, что хорошо, а что плохо. Некоторые могут приставать к малышам, раздевать их или раздеваться перед ними, заставлять делать что-нибудь нехорошее... Лучше, если ты не будешь ходить один в незнакомые места, разговаривать с незнакомыми людьми, играть па пустырях и в подвалах. Если кто-то начнет звать тебя с собой покататься на машине, предложит пойти посмотреть игрушки, отказывайся, проще всего сказать: «Мне мама не разрешает» - и уйти. Конечно, не все люди плохие, но ведь ты не можешь знать, что у чужого человека на уме. Хороший человек не обидится на тебя. А если ты откажешься, но к тебе опять начнут приставать, лучше всего убежать или звать на помощь. И обязательно расскажи мне об этом – я ни в коем случае не буду сердиться или ругать тебя, мы просто вместе подумаем, что произошло».

Но что же делать, если страшное все-таки произошло?

Ребенок, подвергшийся сексуальному нападению (даже если оно не закончилось изнасилованием), может пережить психологический шок. Он не сразу может рассказать о случившемся. Этому препятствуют страх, стыд, чувство вины. И при малейшем воспоминании может убегать... В этот момент главное – утешить, успокоить, отвлечь от страшных мыслей.

Если есть повреждения, без больницы не обойтись, в любом же другом случае ребенку лучше оставаться дома.

Не обсуждайте при ребенке случившееся. Лучше постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка – любое неосторожное слово, даже жалость с их стороны только ухудшит ситуацию. Ребенку нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.

Иногда родители начинают ощущать не только боль и страх, но и позор, стыд за случившееся. Это необоснованно, но уж если Вы не можете избавиться от этого чувства, то не показывайте своих переживаний ребенку. И обязательно обращайтесь за помощью.

Если Вы боитесь повторного насилия, помните: в подавляющем большинстве случаев дальнейшие угрозы продиктованы именно страхом насильника, его паникой и боязнью наказания. А наказание должно последовать – таким образом, вы защищаете не только своего ребенка, но и, возможно, многих других.

Если нужно идите в суд для дачи показаний, при этом, конечно, подготовьте ребенка сами или с помощью психолога.

Эпизод насилия постепенно будет стираться из памяти ребенка. Но еще несколько месяцев ребенок будет неуравновешен, возбужден, будет плохо спать, часто плакать – поддержите его. И знайте, что забыть о пережитом ребенок не сможет никогда. Здесь спасением станет только ваша любовь, забота, терпение и такт.

Не закрывайте глаза на проблему, даже если она не коснулась, и дай Бог, никогда не коснется Вашей семьи!

Если все-таки с Вашим ребенком произошло несчастье, и Вы растеряны, подавлены, не знаете что делать, позвоните по «телефону доверия»

170 (круглосуточно)

Вас внимательно выслушают и обязательно помогут!

Если Ваш ребенок не уверен в себе

Научиться говорить с детьми —  несложно: требуется некоторая продуманность и практика. Вы сумеете это сделать, а значит, сможете сплотить свою семью и подготовить ребенка к самостоятельному решению проблем, которые перед ним будет ставить жизнь.

Как воспитать у ребенка уверенность в себе?

Самооценка, как и любовь, не поддается простому и точному описанию. Но многие люди отмечают, что больше уверены в себе, когда есть причина гордиться собой. Они убеждены, что их ценят, несмотря на недостатки,  если окружающие  знают, что они способны, например, довести до конца трудную задачу.

Как часто ваш ребенок чувствует себя никчемным, глупым, «неправильным»?

На что вы обращаете внимание, когда хвалите своего ребенка?

Одни родители отмечают способности и результаты, другие - настойчивость, старание, и вложенные усилия в достижении результата.

Какие высказывания делают ребенка более уверенным в себе?

Дети, которых хвалят за способности, бояться неудач больше, чем те, которых хвалят за то, что они прилагают много усилий при встрече с трудностями. И, кроме того, дети, которых хвалят за трудолюбие и усердие, обычно добиваются успеха, если перед ними встает трудная задача. Похвала всегда была мощным средством в деле воспитания детей и развития у них хорошего мнения о себе. Похвала много значит, но она не заменяет времени, проводимого вместе, любви и других способов выражения заботы и участия родителей.

Какие качества, способности и знания важно подарить ребенку,  чтобы сформировать у него устойчивую самооценку?

Вот наиболее важные из них :

 

  • понимание, что совершенных людей нет;
  • знание, что каждый  человек имеет право на ошибку. Помните - «не ошибается тот, кто ничего не делает»;
  • умение переносить разочарования и личные неудачи;
  • веру в собственные силы;
  • умение просить о поддержке и помощи ,а так же принимать их;
  • способность ставить перед собой реально выполнимые задачи, с учетом ограниченности своих возможностей, т. е. насколько ты рослый, сильный или сообразительный и т. д. по сравнению со своими сверстниками;
  • умение контролировать себя;
  • способность проявлять упорство при решении задач, несмотря на чувство тревоги;

 

Овладение подобным опытом, увеличивает  шансы ребенка на достижение цели, и приводит к результатам, которые позволяют укрепятся его уверенность в себе.

Как нужно говорить:

Семья, где присутствуют поддержка и любовь, повышает психологический иммунитет ребенка. Высказывания глобального характера, типа «ты замечательный... самый лучший ребенок на свете» и т. д., производят огромное впечатление, но они должны быть уравновешены более конкретной похвалой или поддержкой, например:

  • «Ты начал заниматься гимнастикой год назад, и, даже, когда было трудно - не сдавался, занимался. И вот - первая победа. Ты должен гордиться собой, что не бросил начатого».
  • «Математика - трудный для тебя предмет, но ты  был настойчив и не сдавался, хотя  иногда испытывал разочарование. Ты достоин уважения».
  • «Давай сегодня вместе прогуляемся? Только ты и я». Когда вы сообщаете ребенку, что просто хотите провести с ними время, и действительно это делаете, это позволяет ему понять и поверить в то, что он дорог вам и значим для вас.
  • «Твои друзья хотели, чтобы ты остался у них подольше, но ты все равно пришел домой вовремя. Действовать вопреки желанию друзей нелегко. На это нужно мужество».
  • «То, что ты только что сделал (сказал), говорит о твоем терпении. Ты молодец!» Хвалите ребенка за любое хорошее качество — за настойчивость, доброту, чувство справедливости, желание делиться с другими, а также за послушание.
  • Давайте поддержку, обращайте ребенка к прошлому удачному опыту. «Помнишь, как ты играл в эту компьютерную игру и повышал свои очки? Это говорит о том, что если ты будешь стараться, то у тебя будет получаться лучше».

Основное правило: Проводите с ребенком время, занимаясь чем-нибудь содержательным. Ваши занятия с ребенком повышают у него чувство собственного достоинства, независимо от того, ведут они к каким-либо достижениям или нет.

Если уверенность ребенка в себе недавно пошатнулась, то ваш самый лучший первый жест – это сопереживание. Начните с краткого сообщения о том, что подтолкнуло вас к этому разговору.

  • «Ты выглядишь таким несчастным. Расскажи, что случилось».
  • «Ты не поймал мяч, и твоя команда проиграла. И теперь ты все время об этом думаешь. Я права?»
  • «Я заметила, что ты стал очень тихим, с тех пор как друзья перестали приглашать тебя кататься на велосипеде. Думаю, ты обиделся».
  • «Я помню, что ты чувствовала то же самое две недели назад, когда тебе не дали роль в пьесе. Это тоже казалось несправедливым». Помогая ребенку связать настоящую обиду с прошлой, вы можете помочь ему понять, почему он так остро отреагировал. Вспомнив, как ушла боль прошлых обид, ребенок начинает думать, что его настоящая проблема тоже временна.

Как не следует говорить:

  • Не спрашивайте автоматически: «Ты хочешь поговорить?» Ваш ребенок может инстинктивно ответить «нет».
  • Вопрос «Как ты себя чувствуешь?» может возыметь обратный эффект, когда ребенок явно расстроен. Он может резко ответить вам: «А как, по-твоему, я себя чувствую?» Лучше сообщить о своих наблюдениях: «У тебя заплаканные глаза» или «Ты хлопаешь дверью», а затем скажите, что вы думаете «Поэтому я думаю, что ты очень опечален», «я вижу, что ты очень сердишься».
  • Не спрашивайте, что случилось. Лучше скажите: «Расскажи мне, что случилось»,
  • Старайтесь не давать никаких советов, пока четко не уясните для себя, что поняли, каково сейчас вашему ребенку.

Часто дети с заниженной самооценкой произносят фразы, раскрывающие их отрицательное отношение к себе: «Я тупой», «У меня ничего не получается» или «Меня никто не любит». Это могут быть высказывания глобального характера: «Все умнее меня», «Никому не бывает так плохо, как мне», «Все ребята знают больше, чем я». После того как вы выразили сочувствие, чрезвычайно важно начать научить  ребенка думать более рационально:

  • «Ты не тупой. Просто в этот раз ты мало занимался».
  • «Я видел, что в твоей команде все допускают ошибки. Ты такой не один.Все могут допускать ошибки, каждый может ошибиться».
  • «Да, ты допустил ошибку. Но это не означает, что ты никогда не сделаешь это правильно. У тебя хорошо получалось раньше, и, в дальнейшем, будет почти всегда получаться».

Очень важно, чтобы вы не пользовались вышеприведенными примерами до тех пор, пока не поймете, в чем, собственно, проблема, и не выразите сопереживания. Иначе искренняя попытка побудить ребенка взглянуть на себя более реалистично, например: «Ты находил друзей раньше, найдешь и сейчас...», может прозвучать как отвержение его оскорбленных чувств.

  • «У тебя не должно быть таких чувств, потому что...». Если ребенок по настоящему не поверит, что вы его понимаете, он не воспримет сказанного вами.

Главное: помните, ваше эмоциональное состояние влияет на ваших детей. Позаботьтесь о себе!

Гиперактивные дети

Гиперактивность встречается у большого количества детей и серьезно мешает их адаптации в обществе. По данным различных исследований, ей страдают от 2,2 до 18 % малышей. По сравнению с девочками у мальчиков в 4-5 раз чаще наблюдается гиперактивность в сочетании с синдромом дефицита внимания. Такие дети вне зависимости от ситуации, в гостях, дома, на улице бесцельно двигаются, бегают, недолго задерживают внимание на предметах. На невнимательного ребенка не действуют наказания, уговоры и просьбы. Чтобы понять, что делать с гиперактивным ребенком, и какое лечение выбрать, необходимо сначала выяснить истинную причину проблемы.

Понятие гиперактивности

В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

Симптомы СДВГ

Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности.

У ребенка симптомы гиперактивного поведения проявляются следующим образом:

  • неусидчивость, суетливость, беспокойство;
  • импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • игнорирование правил и норм поведения;
  • наличие проблем со сном;
  • задержка речевого развития и т.д.

Каждый симптом является поводом для обращения к специалисту, который расскажет Вам, как успокоить гиперактивного ребенка, бороться с СДВГ и помочь малышу адаптироваться в обществе.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется в 3 этапа.

 

Сбор субъективной информации

Врач собирает подробный семейный анамнез и расспрашивает родителей об особенностях течения беременности, родах и заболеваниях, перенесенных ребенком, а также просит взрослых дать малышу характеристику. Специалист субъективно оценивает, как ведет себя ребенок, исходя из критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией.

Проведение психологического обследования

Малыш делает специальные тесты, по результатам которых врач измеряет параметры внимательности. В таких исследованиях на наличие гиперактивности могут участвовать дети, начиная с 5-6-летнего возраста.

Проведение аппаратного обследования

Чтобы диагностировать синдром гиперактивности у детей, проводится электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии для регистрации электрических потенциалов мозга и выявления соответствующих изменений. Процедуры абсолютно безболезненны и безопасны. Наличие синдрома ДВГ и необходимость дальнейшего лечения гиперактивного ребенка определяются по совокупности полученных результатов.

Гиперактивный ребенок в школе

Если в классе учится гиперактивный ребенок, признаки СДВГ могут проявляться в его невнимательности, неусидчивости и быстрой потере интереса к занятиям. Подобное поведение малыша привлекает внимание учителя, который старается сделать замечание ребенку, заставить усидеть на месте и выслушать задание. Навыки чтения и письма у таких детей обычно ниже, чем у сверстников, что становится причиной плохих оценок. Ребенок не может сконцентрировать внимание на занятиях в школе, с неохотой выполняет домашнюю работу. Нередко из-за своей импульсивности и эмоциональности гиперактивные дети плохо адаптируются в коллективе, им сложно найти общий язык с одноклассниками. Если Ваш малыш испытывает трудности в школе, попросите совета у детского психолога, как проводить занятия с гиперактивными детьми дома, стоит ли вместе выполнять задания, как научить малыша усидчивости при работе на уроке и т.д.

Как успокоить ребенка

Если Ваш ребенок перевозбужден, постарайтесь сменить обстановку на более спокойную, например, предложите ему воды или уведите в другую комнату. Если малыш расстроен, обнимите его, погладьте по голове – это дает положительный результат, так как физический контакт очень значим для детей с СДВГ. Хорошим средством для лечения гиперактивности у детей является принятие успокоительной ванны перед сном. В состав набора для приготовления такой ванны обычно входит экстракт шишек хмеля и хвойных деревьев. Обязательно проконсультируйтесь с врачом перед выбором такого вида лечения. На ночь прочитайте малышу любимую сказку или вместе посмотрите иллюстрированную книгу. Массаж или легкая музыка может помочь ребенку быстрее заснуть.

Советы родителям гиперактивных детей

Назначить курс лечения может только врач. В саду гиперактивный ребенок автоматически попадает под наблюдение детского психолога. Трудно дать конкретные рекомендации, какую работу с малышом проводить, так как все зависит от особенностей проявления СДВГ. Постарайтесь присмотреться, как ребенок реагирует на замечания, чтобы найти эффективное решение проблемы. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться индивидуально в каждом конкретном случае. Однако специфика психологии таких малышей позволяет дать общие рекомендации, облегчающие воспитание.

Корректно формулируйте запреты

При общении с малышом, страдающим синдромом ДВГ, стройте предложения так, чтобы там отсутствовало отрицание и слово «нет». Например, не стоит говорить: «Не бегай по траве!», гораздо эффективнее будет сказать: «Выйди на дорожку». Даже при возникновении конфликтной ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Если Вы что-то запрещаете ребенку, обязательно объясните в чем причина этого, и предложите альтернативы.

Четко ставьте задачи

Наши невнимательные гиперактивные дети отличаются слабо развитым логическим и абстрактным мышлением, поэтому такому малышу необходимо обозначать задачи более четко. При общении и работе на занятиях с ребенком старайтесь говорить максимально короткими предложениями, без лишних смысловых нагрузок. Необходимо избегать длинных формулировок.

Будьте последовательны

Главная характеристика гиперактивного ребенка – это невнимательность. Не рекомендуется давать таким детям сразу несколько поручений, например, «убери игрушку, вымой руки и садись ужинать». Ребенок с трудом воспримет всю информацию сразу, наверняка отвлечется на что-то другое и не станет делать ни одно задание. Поэтому при общении и работе с малышом старайтесь давать им поручения в логической последовательности.

Контролируйте временные рамким

Гиперактивность у детей проявляется в плохом чувстве времени, поэтому Вам необходимо самостоятельно следить за сроком, до которого работа должна быть выполнена. Если Вы хотите покормить ребенка, забрать с прогулки или уложить спать, обязательно предупредите его об этом минут за 5.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Соблюдайте распорядок дня

Соблюдение распорядка дня является основой успешного воспитания ребенка с СДВГ. Игры, прогулки, отдых, прием пищи и отход ко сну должны выполняться в одно и то же время. Если малыш соблюдает правила, хвалите его за это. Здоровый сон не менее 7-8 часов сутки – это еще один из способов, как помочь гиперактивному ребенку стать спокойнее. Кроме того, необходимо исключить из рациона питания пищевые красители, уменьшить употребление шоколада, лимонада, острой и соленой пищи.

Придерживайтесь позитивной модели общения

Ребенка следует хвалить каждый раз, когда он заслужил это, отмечая даже незначительный успех. Обычно малыш игнорирует упреки, но довольно чувствителен к похвале. Отношения ребенка с взрослыми должны основываться на доверии, а не на страхе. Малышу необходимо ощущать, что Вы всегда поддержите его и поможете справиться с трудностями в саду или школе. Старайтесь сглаживать конфликтные ситуации, в которых замешан Ваш малыш.

Определите рамки и критерии поведения

Вседозволенность однозначно не приносит пользы, поэтому разграничьте, что нельзя и что можно малышу. Придумайте знаковую или балльную систему вознаграждения, например, отмечайте звездочкой каждый хороший поступок, а за определенное количество звездочек дарите ребенку игрушку или сладости. Можно завести дневник самоконтроля и отмечать там вместе с малышом его успехи в саду, школе или дома.

Создайте малышу комфортные условия

Запомните, что вызывающее поведение ребенка, у которого обнаружена гиперактивность, является способом привлечения внимания. Уделяйте ему больше времени, играйте с ним, учите правилам общения и поведения. Если малыш неверно понял поручение, не раздражайтесь, а спокойно повторите задание. Работа должна выполняться в соответствующих условиях, например, организуйте малышу свой уголок. Во время занятий ничто не должно отвлекать ребенка, поэтому уберите лишние предметы со стола, фотографии и плакаты со стен. Обязательно оберегайте малыша от переутомления.

Создавайте возможности для расходования избыточной энергии

Малышу с СДВГ будет полезно иметь хобби. В первую очередь ориентируйтесь на его увлечения. Если малыш будет хорошо разбираться в какой-то области, это придаст ему уверенности в себе. Прекрасно, если ребенок занимается в спортивной секции или посещает бассейн. С помощью физических упражнений, особенно на свежем воздухе, малыш сможет выплеснуть избыток энергии и, помимо того, будет учиться дисциплине.

Стоит ли принимать успокоительные препараты для лечения гиперактивности у детей

Если дети гиперактивны, как бороться с этим? Когда малыш становится неуправляем, взрослые готовы на любой шаг, чтобы немного отдохнуть от шумного малыша. Но не стоит забывать, что эффективный курс лечения может назначить только врач. Как правило, таким детям рекомендуют принимать успокаивающие препараты. Действие подобных препаратов для гиперактивных детей направлено на нормализацию сна, снижение раздражительности, уменьшение тревожности и т.д. Курс лечения определяется только после проведения комплексного обследования ребенка. Любой препарат, использующийся как успокоительное для гиперактивных детей, назначается строго индивидуально.

Тенотен Детский станет надежным помощником в борьбе за спокойствие – Ваше и Вашего малыша!

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18

 

Министерство образования республики Беларусь Национальный институт образования 1810 120 60 дпс Академия последипломного образования Белорусский республиканский союз молодежи Гомельский городской исполнительный комитет Гомельский областной институт развития образования Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины Областной профориентационный портал Отдел образования советского района Институт пограничной службы Республики Беларусь Министерство образования республики Беларусь (вопросы и ответы) Спасатели глазами детей    Могилевский институт МВД Республики Беларусь  Screenshot 20210928 113815 Yandex
 ГГМУ  ГГУ им. Ф. Скорины  ГГТУ  БелГут

 Яндекс.Метрика

Главная     Карта сайта

© 2016 Государственное учреждение образования "Гимназия 71 г.Гомеля"