Печать
23.10.2020 08:52

«Творческую силу невозможно исчерпать. Чем больше вы ее используете, тем обильнее она становится…

Необходимо создать такую общественную атмосферу, в которой поощрялись бы поиски новых путей мышления, новых вариантов ответов на вопросы».

                                                                                                                                                                               Майя Ангелу

Возникновение новых образовательных технологий связано с необходимостью решения проблемы: как в ограниченный промежуток времени при ограниченных возможностях человека передать учащемуся увеличивающийся количественно и качественно объем знаний, умений, компетенций. Каждый учащийся – это формирующаяся личность со своими потребностями, желаниями, стремлениями. Умение наладить контакт, научить продуктивным методам самообучения, помочь выстроить учащемуся систему своего самообразования с использованием новейших средств обучения – вот главная задача учителя на каждой ступени обучения. В современных условиях считаю наиболее актуальной – дистанционную форму обучения.

 Дистанционное обучение в первую очередь можно рассматривать как получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Главным преимуществом дистанционного образования является смещение акцента с традиционных методов обучения на методы поисковой, творческой деятельности. Курсы дистанционного обучения не должны заменять учебники и пособия, они должны формировать собой основу для организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Сложившаяся эпидемиологическая обстановка в мире послужило практическим доказательством сего факта. С апреля 2020 года я вошла в состав областной творческой группы по созданию учебно-методических материалов для педагогических работников Гомельской области, организующих индивидуальное обучение учащихся с использованием ИКТ.

Моя цель заключалась в следующем: познакомить учащихся с дистанционной формой обучения и выявить степень их готовности к дистанционной форме обучения. Далеея размещала на сайте Гомельского областного института развития образования в разделе «Web – учительская» маршрутные листы, конспекты учебных занятий с указанием темы, цели, ссылок на теоретический материал, упражнения, тесты, вопросы для самоконтроля, ресурс для обратной связи (https://www.вебучительская.бел/математика). К каждому учебному занятию была подготовлена презентация, видеоролик, конспект содержал гиперссылку на них.  Учащиеся, занимаясь самостоятельно, могли изучать теоретический материал, выполнять упражнения, фотографировать их, отправлять в группу, созданную мною. Также можно было использовать QR-коды для организации обратной связи, разместив, например, тесты, вопросы для самоконтроля или рефлексии.

Педагоги области могли использовать данный материал в своей профессиональной деятельности при организации дистанционного взаимодействия с учащимися.

Дистанционная форма обучения для учащихся оказалась эффективной. Для учащихся было интересным не только все выполняемые задания, но также и сам процесс обучения. Если при выполнении первых заданий обучаемые довольно часто обращались ко мне и друг к другу за помощью, то далее обучение стало полностью индивидуальным и самостоятельным. В процессе обучения у учащихся повысился уровень мотивации.

После проведения заключительного учебного занятия, мы, на основе собственного опыта, попытались выявить плюсы и минусы дистанционного обучения:

Плюсы:

Скорость изучения устанавливается самостоятельно в зависимости от личных обстоятельств и потребностей.

Независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности.

Комфортные условия для творческого самовыражения.

Минусы:

Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.

Недостаток практических занятий.

Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем.

В результате, можно сделать вывод, что учащиеся, даже со средними учебными возможностями готовы к дистанционному обучению.

При такой модели обучения учащиеся могут ряд учебных предметов или разделов программы, или отдельные виды деятельности изучать, выполнять дистанционно в удобное для них время. Очные же занятия в большей мере предназначаются для общения (дискуссии, работам над проектами, защитам проектов, выполнению совместных лабораторных и практических работ, консультациям с учителем для отдельных учащихся, пр.). Это вовсе не означает, что отменяются уроки и все переносится на самостоятельное изучение. Но новый подход к системе обучения, диктуемый принципами личностно-ориентированного подхода, конструктивизма, предусматривающими формирование самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией требуют и новых форм обучения.

За дистанционным обучением будущее, и надо, чтобы его основы, учащиеся получали в стенах школы. В настоящий момент в нашей гимназии особое внимание уделено такой форме дистанционного образования, как соревновательные телекоммуникационные проекты – олимпиады и конкурсы, служащие переходными формами обучения от традиционного к дистанционному. В основном учителя использует телекоммуникации преимущественно для внеклассной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам, как дополнение к существующим учебным курсам и предметам. Однако, уже сейчас начинается использование компьютерных телекоммуникаций в условиях реального учебного процесса, опирающихся на смешанный режим взаимодействия учителя и учащихся – компьютерные телекоммуникации и очное общение учитель-ученик. Не кажется более фантастикой проведение уроков с помощью сети в режиме on-line.

Но вместе с тем очень актуален вопрос оценки качества дистанционного образования, и его целесообразно рассматривать в двух аспектах: оценка качества существующих курсов дистанционного обучения и их пригодности для использования в учебном процессе и     разработка требований к качеству курсов дистанционного обучения и создание методик подготовки и проведения эффективных курсов дистанционного обучения. Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

ü  эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;

ü  используемых при этом педагогических технологий;

ü  эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

ü  эффективности обратной связи.

Таким образом, очевидна необходимость развития дистанционного образования в школе, как неотъемлемый фактор развития квалифицированного, интеллектуального, высокопрофессионального и просто здорового общества.